Для японцев чайная церемония и медитация — это, в сущности, синонимы. Чай появился здесь ещё в VII-VIII веках, буддийские монахи использовали его как ритуальный напиток, его подносили Будде и пили во время медитаций, сосредотачиваясь на долгом и размеренном процессе. От сюда и знакомая нам, характерная последовательность действий при приготовлении и распитии чая.
Знаменитый мастер чая Сэнно Соэки (1521 – 1591), известный под именем Рикю оставил после себя основные правила чайной философии :
— Ничто не должно нарушать атмосферу чайной церемонии, нет здесь ни одного лишнего предмета или цвета.
— Почтительность, взаимоуважение, преодолевание в себе чувства превосходства над другими
— Чистота в чувствах и мыслях,
— Спокойствие, уравновешенность, безмятежность в душе и на лице.
Отсюда можно сделать вывод: чай — напиток облагораживающий и способствующий внутреннему развитию.
Внешний вид посуды, используемой в чайной церемонии, не менее важен, чем внутреннее состояние пьющего. Она должна быть чистой, но не натертой до блеска. Чашки для чая должны производить впечатление старинных, поживших и сохранивших память о своём прошлом. По этому их милая кривизна и шероховатость глазури, собравшейся местами или наоборот потёкшей, только добавляет атмосферы в процесс данного ритуала.